Классическое определение сложного
твердотельного объекта в AutoCAD трактуется как результат проведения процедур
вычитания, объединения или пересечения двух и более тел, при этом
конфигурация исходных и вновь созданного тела в расчет не принимается.
Например, в результате объединения двух примитивных тел - цилиндра и
параллелепипеда получится сложное однородное тело, имеющее один общий
объем. Мы не будем отступать от классической формулировки,
а сделаем всего лишь небольшое дополнение и рассмотрим сложные тела как
тела с набором криволинейных пространственных граней. Подобные
формообразования в большинстве случаев имеют объекты, полученные литьем
или механическими способами обработки материалов - штамповкой и ее
разновидностями.
Способов, которыми AutoCAD формирует ЗD
тела не так много и условно можно разделить их на две группы.
Первая группа - формирование тел из плоских замкнутых контуров:
• выдавливание;
• вращение;
• сдвиг;
• лофтинг.
Вторая группа - формирование тел из промежуточных тел (тел-заготовок):
• объединение;
• вычитание;
• пересечение;
• взаимодействие.
В дополнении к этому возможна трансформация некоторых типов поверхностей
и объектов-сетей в ЗD тела.
В свою очередь твердотельный объект можно
создать, применяя либо только один из способов, либо комбинацию
нескольких. Кроме того, к достоинствам AutoCAD следует отнести то
обстоятельство, что программа не ограничивает пользователя рамками
применения только одного конкретного способа формирования объекта, но и
предоставляет альтернативные варианты.
Рассмотрим на простом примере несколько
способов получения одного и того же результат На рисунке
ниже представлен плоский эскиз простой детали - кронштейна.
Задача - создать объемную модель объекта, используя различные способы
формирования ЗD тела.
Прежде всего, необходимо внести некоторую
ясность в термины, которые будут использоваться здесь и в дальнейшем:
• исходное тело - объект изначально формообразующий будущую конфигурацию
модели:
• вспомогательное тело - законченный объект, предназначенный для целей
его вычитания (объединения) с исходным или промежуточным телом, как
правило, объект однократного применения;
• промежуточное тело - объект-заготовка (полуфабрикат), тело, полученное
в результате формообразующих процедур и требующее дальнейшей доработки (редактирования).
На рисунке ниже
показана последовательность первого способа создания модели:
а) формируются и ориентируются в
пространстве плоские замкнутые контуры образующих граней будущего
объекта;
б) проводятся процедуры выдавливания
контуров на заданную величину и вычитание цилиндра из тела верхней
заготовки (формирование отверстия);
в) промежуточные тела стыкуются и
объединяются;
г) выполняются сопряжения граней, и
изменяется визуальный стиль представления объекта.
Первый
способ формирования модели
Другой рисунок
(см. ниже) иллюстрирует последовательность второго способа
построения модели:
Второй способ
формирования модели
а) формируется профиль поперечного сечения объекта и траектория для его
последующего выдавливания;
б)объект выдавливается по траектории»
дополнительно на заготовку переносятся контуры: круг и прямоугольник,
ребра которого с одной стороны скруглены;
в) объекты выдавливаются на величину равную или большую толщины
заготовки, а затем вычитаются из нее;
г) выполняется процедура изменения визуального стиля объекта.
Третий способ формирования модели кронштейна продемонстрирован на рисунке
здесь:
Третий способ
формирования модели
а) в качестве исходных объектов
используются профиль поперечного сечения и фигура, представляющая собой
вид объекта в плане, обрамленный прямоугольным контуром;
б) профиль и фигура выдавливаются (в
данном примере каждый объект по своей траектории), затем проводится
процедура вычитания объема из тела параллелепипеда, то есть формируется
вспомогательный объект в форме пустотелой матрицы;
в) зигзагообразный объект переносится и
устанавливается вовнутрь матрицы;
г) из тела объекта вычитается тело матрицы
и выполняется процедура изменения визуального стиля представления модели.
На практике в некоторых случаях при
создании сложных тел важен не столько способ (способы известны), сколько
выбор правильного подхода к формированию объекта. Это во многом
определяется опытом, а опыт нарабатывается практикой. Если вы
моделируете объект, и что-то не получается, попробуйте изменить подход к
возникшей проблеме.
Еще на одном примере рассмотрим, каким образом подход к решению проблемы
может привести желаемому результату- Задачу сформулируем следующим
образом: не применяя инструменты Helix (Спираль) или Loft (По сечениям)
создать трехмерную модель цилиндрической пружины с произвольными
размерами.
Вся сложность поставленной задачи заключается в построении
пространственной спирали, которую можно использовать впоследствии в
качестве траектории для выдавливания круга. Как вариант можно
сформировать трехмерный объект спиралевидной формы инструментом Spline (Сплайн),
но полученный результат вряд ли будет приемлем.
Самый простой подход к решению проблемы заключается в следующем:
мысленно разрежьте бублик пополам и поверните каждую из половинок на
некоторый угол вокруг одной оси в разные стороны вдоль плоскости разреза,
а затем объедините обе половины - в результате получится неправильный
бублик или объект очень похожий на один ниток пружины.
На рисунке
представлена последовательность создания объекта в форме пружины:
а) формируются два плоских примитива - круг и дуга (половина круга);
б) круг выдавливается по траектории, выполняются процедуры зеркального
отображения и поворота каждого из объектов в разных направлениях (на
рисунке объекты разнесены);
в) объекты объединяются;
г) копирование, объединение и изменение визуального стиля представления
объекта.
Материал этого урока взят из учебника
"Трёхмерное моделирование в AutoCAD 2011".
Автор Сазонов А.
А Вы
Подписались На Бесплатную Рассылку?
Прямо Сейчас
Подпишитесь На Рассылку!
И Получайте Бесплатные
ОбучающиеВидеоУроки
По
AutoCAD НаВаш E-mail!
Просто Введите
Ваши Данные В Форму!
Внимание!
После подписки на рассылку, к Вам на почту придёт
письмо, в котором нужно кликнуть на ссылку и активировать рассылку.
Только после активации Вы сможете
получать видеоуроки.
Как активировать рассылку?
Если вы не знаете как правильно активировать рассылку,
пройдите по этой
ссылке. Там Вы найдёте подробную
инструкцию.
P.S. Уважаемый
подписчик, если Вы хотите:
о чём-то меня спросить или дать полезный совет;
предложить урок или интересную статью по теме
Autocad;
прислать ваш отзыв или комментарий по видеоурокам;
или просто поделиться своим опытом в работе
Autocad,
Еслиэтот
ресурсВам чем-то помог, то Вы тоже можете
помочь молодому сайту. Положите денюжку
в Хрюшу копилку на его поддержку и развитие.